Поиск по этому блогу

Методическая работа



Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 11 Фрунзенского района»
               Статья педагога дополнительного образования
                    Кожевниковой Марины Александровны.





Роль музыкального воспитания в реабилитации и
социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.




«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.» Аристотель


Моя статья – это мой взгляд на проблему социализации детей сирот, которую я пытаюсь решать посредством занятий музыкой с воспитанниками Центра №11. Социализация детей с определенными  проблемами здоровья и психического развития неразрывно связана со многими сопутствующими факторами, одно из которых – здоровье, физическое и духовное.  В  своей каждодневной работе я пытаюсь соединять элементы духовного и физического развития, решать проблемы  здоровьясбережения. И только пройдя этот сложный путь вместе с детьми, я могу надеяться, что чем-то помогла им войти в этот мир подготовленными, вживаться в социум.    

Вступление.
Социальное сиротство – одно из важнейших проблем на сегодняшний день. У детей из детских домов имеются серьезные дефекты  волевой саморегуляции   поведения, это неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия. У них отмечается неустойчивость, спутанность, противоречивость неопределенность в поведении, которое сводится к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной,  так и следствием постоянно переживаемого глубокого эмоционального дискомфорта, который,   в свою очередь,  выливается в агрессию. Все это – прямое следствие отсутствия навыков  социальной  саморегуляции.
 Лишенные родительской любви и должного внимания с их стороны, воспитанники детских домов пребывают в своем замкнутом мире переживаний. Им тяжело, больно, обидно. Одиноко и даже страшно. В силу своего положения и особенностей поведения. Большинство детей не успевают перерабатывать идущую информацию:  они смотрят,  но не видят, слушают,  но не слышат.
 « Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства. »
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»
                                                                                   Бехтерев В.
Аристотель



Огромное влияние на психику детей оказывает искусство, особенно музыка. Обучение музыке, пению,  хоровому искусству расширяет мировоззрение человека. Окружающий мир воспринимается красочно и широкомасштабно. Человек, понимающий музыку, обладает быстрой реакцией, глубоким пониманием людей. Умеет хорошо сосредоточиться, ему быстрее даются иностранные языки, и он тянется к познанию Мира. А ведь именно такими хотели бы видеть своих детей воспитатели и педагоги.
 Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.
 Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека.
 Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека. Голос, оздоравляясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.
 Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку, спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам,  так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются  эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание. Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличии в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт. На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете, испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте!
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.
В Центре№11 наряду я работаю уже несколько лет. Мною написана программа «Музыкальные ступеньки», по которой я занимаюсь предметами музыкального цикла, такими как хор, слушание музыки,  знакомство с инструментами, сольфеджио.
Но начинать работать с младшей группой детей, у которых   большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние  организма: особенно на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, было очень сложно. Мне предстояло найти пути, решающие проблему здоровьесбережения учащихся на уроке музыки.
Учитывая, что большинство детей, занимающихся музыкой,  становятся музыкантами – любителями, а не профессионалами, а также то, что занятия по данной программе ориентированы на детей, обучающихся в детском доме, большой акцент в работе делается на то, чтобы при усвоении специальных  музыкальных навыков дети получали удовольствие от занятий, умели музицировать для себя, получали эмоциональную разгрузку.
 Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку активный эмоциональный настрой и  физическое здоровье.
Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь!
«Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы и малоспособные дети развивались активно. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда. Общих радостей, побед и поражений - всё это позволяет достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога - похвала.
Большое внимание на занятиях я уделяю музыкальным вокальным упражнениям - распевкам, что дает развить вокальные навыки в игровой форме. Многие дети не поют, а  «говорят » или совсем не интонируют мелодию песни. Всем известно, что проговорить скороговорку трудно, а вот спеть ее гораздо легче.
Мне как педагогу важно. Чтобы ученики еще и чисто интонировали. В ходе нескольких лет  использования на практике распевочного  материала песенок - скороговорок, я заметила,  что многие дети стали лучше выговаривать букву «р», четче стали говорить, что безусловно начинает помогать детям в тех школьных дисциплинах, где требуется говорить перед  классом. Поэтому перед началом работы над артикуляционным аппаратом я рассказала детям, что в произношении слов участвуют рот, губы, язык, зубы, кончик языка. Важен эмоциональный настрой и путь от простых упражнений к сложным. Сначала при выполнении заданий наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными скоординированными.
 По такой же схеме я провожу работу над дыханием. Очень полезны упражнения по системе А.Стрельниковой,  пока мы используем более простые упражнения,  (нюхаем цветы, сдуваем снежинки, дуем в воображаемые дудочки).
Важное место в занятиях играют всевозможные игры.  Я взяла за основу уроков музыки игру. Игра - прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению. Образный мир музыки для детей обучающихся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно - героические персонажи, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. К моему удивлению, я заметила, что изучая,  отрабатывая народные песни ребята с огромным удовольствием проигрывают сюжетную линию песни, изображая движениями и мимикой героев песни. В русской народной песне
 « Журавель» у нас идет борьба за роль быть сорокой или веселым барашком. который в дудочку играет. Во время этих занятий дети полностью забывают о своих проблемах, обидах и полностью погружаются в мир песни. А сколько радости и восторга приносят шумовые инструменты: дудочки ,бубен, свистки и трещетки. Каждый хочет  себя попробовать в роли исполнителя. Но самое главное – это радость от того ,что  происходит. А такая радость – это капелька здоровья.
Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Это игры - приветствия,  игры с предметами, музыкально - подвижные, коммуникативные, артикуляционные, дыхательные, игры - релаксации.
 Именно с помощью игр я решаю проблему здоровьесбережения учащихся.
Хочется отметить важный момент. Я замечаю, что дети по – разному реагируют на новую песню  или на музыку,  которую мы слушаем. Замирают ,  затихают , когда мы поем  «Тролейбус»  Е.Зарицкой , обожают «Снеженику» Я.Дубравина , дети потрясающе чувствуют настоящую Музыку. Это очень ценное качество – уметь чувствовать музыку, радует,  что это качество есть у большинства наших детей.  
 Так одними из любимых стали песни прекрасного композитора Евгении Зарицкой, Георгия  Струве, Олега Хромушина.
 Тем не менее, некоторые проблемы пока остаются: певческое дыхание, дикция,  артикуляция, чувство ритма, расширение певческого диапазона.
И все же репертуар для пения также имеет ограничения: небольшой диапазон детских голосов, затруднение в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1.           Дети отличались низкой работоспособностью.
2.           Быстро утомлялись.
3.           Отсутствовал интерес к уроку.
4.           Поведение было либо агрессивным, либо заторможенным.
5.           Проблемы с произношением были почти у 80% детей.
Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие в мероприятиях, которые администрация детского дома планирует в течение года. Тематика их разнообразна. Подготовка к мероприятиям происходит на репетициях. Цель мероприятий – формирование  интереса к искусству, приобщение к творческой  деятельности ,  умение выразить себя, показать на сцене , то , чему научился.  Раскрыть  эмоциональную глухоту, развить волевую сферу, приобрести опыт в виде выступлений перед публикой, опыт коммуникативного общения – все это происходит во время подготовки мероприятия. Очень радует активность детей  и их успехи. На занятиях объединения «Музыкальные ступеньки» дети приобщаются к творческой деятельности, знакомятся с творчеством великих композиторов, слушают  народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Свое мастерство дети демонстрируют на народных праздниках, концертах, конкурсах. Участие детей в мероприятиях не только развивает их творческие способности, но и способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а главное, формированию таких важных качеств личности, как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.
        Творческие коллективы нашего детского дома ведут активную концертную деятельность.
И невзирая ни на что мы стали петь сначала в детском доме, а потом стали выступать на конкурсах, концертах, нас стали приглашать выступить наши друзья. Наш хор и солисты Миша Косоногов и Настя Кузина успешно выступают на площадках района и города.
За время работы в СПб ГБУ "Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 11 Фрунзенского района» наше объединение «Музыкальные ступеньки»,  хор и солисты участвовали в  конкурсных мероприятиях различного уровня, различных акциях, стали традиционными выезды педагога со своими воспитанниками в Отделение дневного пребывания для лиц пожилого возраста и инвалидов с тематическими концертами, поздравительные концерты в Автотранспортном и электромеханическом колледже.  Самые значимыми конкурсными мероприятиями стали: участие и призовые места в V СПб детский благотворительный кинофестиваль, Городской конкурс социальной рекламы, XXI фестиваль художественного творчества «Созвездие» среди воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Всероссийском конкурсе «Ветер надежд». Я как педагог Центра№11 принимаю  активное участие в инновационной деятельности учреждения по теме: «Создание и апробация системы электронных образовательных ресурсов в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Мною собран объемный методический материал по данной тематике, создан архив музыкальных произведений, организована студия звукозаписи, где производится работа по созданию фонограмм для творческих номеров песенных коллективов, при помощи ЭОР создан тематический блог педагога дополнительного образования по работе в детском объединении «Музыкальные ступеньки» http://muzikalnie-stupenki.blogspot.com/ .
Но, самое главное, наши воспитанники год от года научились очень многому:
Они освоили достаточно большой репертуар детских песен. В нашем хоре есть замечательные солисты, Миша Косоногов и Настя Кузина.  Часто на концертах они поют вместе, на конкурсах выступают как дуэт. Дети научились пользоваться фонограммой, петь под фонограмму.
Правильно, культурно вести себя на выездных мероприятиях, красиво профессионально выйти на сцену, у них есть чувство локтя, сопереживания за партнера, за свой коллектив, за педагогов.  На встречах с людьми в незнакомой  аудитории они ведут себя спокойно, доброжелательно, на встречах с ветеранами и пожилыми людьми в « Стационаре пожилого человека» оказывают уважение, заботу,  любят дарить подарки,  сделанные своими руками, и все это говорит о том,  что мы чего-то достигли в воспитании детей и, что жить в нашем обществе им будет настолько хорошо, насколько правильно мы работаем с детьми  в этом направлении, любви, уважения к ближнему, милосердия  и духовности. Все эти встречи с новыми людьми  дают детям очень много, главное  они познают мир вне детского дома, их жизненный кругозор расширяется и наполняется новой информацией. Музыка всегда сближает людей,  делает их добрее, помогает найти взаимопонимание, дает  свободу чувствам.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»
Д.Шостакович



Используемая литература:
ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Учитель музыки Белова Елена Львовна
Литература
1.     Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М. Просвещение, 2003.
2.     Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение,2002.
3.     Программа специальных(коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией В.В.Воронковой- М.,Просвещение, 2004.
4.     Фирилева Ж.Е. программа «Са-фи-дан-се»,- С Петербург,2003.
5.     Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. Ставрополь, 2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий